Испытание школой

В первый класс я пошла в деревне в 1965 году (см. фото слева), причем, в так называемую малокомплектную школу. Моя бабушка, ее родители и сестра жили в зерносовхозе "Тихорецкий", имевшем несколько отделений. Мы жили на втором отделении, которое специализировалось на зерновых, овощных и садовых культурах. Там были фруктовый сад и множество полей с сахарной свеклой, пшеницей, ячменем, соей. Между прочим, был даже свой авиаотряд – нужно было разбрасывать гербициды и другие средства, чтобы бороться с сорняками и вредителями. Вручную на таких площадях справиться было невозможно. Детвора, естественно, бегала за летчиками и просила покатать на самолете. Я всегда была в этом заводилой, так что полеты на "кукурузнике" были для меня с шести лет обычным делом.

Детей было довольно много, а школа одна. В ней были всего два помещения и два учителя, и они разделили между собой четные и нечетные классы. Например, первый и третий классы в этом году ведет Анатолий Григорьевич, второй и четвертый – Надежда Николаевна. Половину урока учитель работает с одним классом, а вторую половину – с другим. Один ряд парт занимает один класс, второй ряд – другой класс. Первые полтора года я проучилась в этой школе. Тоже опыт был потрясающий. Мы учились, когда были ручки с металлическими перьями. Нужно было эти перья макать в чернильницы-непроливайки и писать с нажимом. Была у нас такая дисциплина, как чистописание. Между прочим, она вырабатывала навык делать все скрупулезно, обстоятельно. Я очень старалась, потому что мне казалось, что писать красиво – это так важно! Хотела писать лучше всех, училась на "отлично", четверок в четверти у меня не было практически никогда. Моя бабушка никаких оценок, кроме пятерок, не признавала, и за четверку мне могло влететь. Впрочем, я училась не за страх, а за совесть, это отвечало моему внутреннему настрою. Важной частью моего внутреннего настроя было эстетство (см. фото справа): я вообще любила все красивое и старалась тоже делать все красиво.

С самого раннего детства я всегда старалась четко формулировать свои мысли и пыталась адекватно воспринимать мысли, сформулированные другими людьми. Но бывали и казусы, связанные с этим. Например, мой первый учитель Анатолий Григорьевич в первом классе дал нам задание – написать цифру "два". Задание он сформулировал так: написать пять строчек "двойки", на всю строчку. Я пришла домой, написала эти пять строчек. Как написала? – Голова двойки, потом грудка, потом животик, потом хвостик. Я изобразила этот хвостик в виде волнообразной линии длиной во всю строчку – до самых полей. Таких двоек я нарисовала пять штук – по одной на каждой из пяти строчек. Все остальные ученики, как люди, просто написали по многу двоек на каждой из строчек, через клеточку. Когда я сдала тетрадку, у учителя глаза на лоб полезли. Он воспринял мою работу как издевательство и сказал мне: "Если ты москвичка, значит, тебе все можно?!". К сожалению, с чувством юмора у него было всегда туго, и я за свои креативные "двойки! получила самую банальную настоящую двойку. 

Через полтора года я вернулась в Балашиху, потому что осуществилась моя мечта: папа, наконец, женился (см. фото слева). Жену он себе взял с Кубани, из станицы Терновская, которая находилась на расстоянии шести километров от бабушкиной деревни. Моя мачеха Алла Александровна была учительницей русского языка и литературы. Когда родители немного пообжились, взяли меня к себе. Я стала ходить в первую школу, лучшую в Балашихе. Там были прекрасные учителя. 

И я, и папа боялись, что у меня будут проблемы: проведя довольно много времени на Кубани, я заговорила на диалекте. Мне казалось, что над моим выговором ребята начнут смеяться. А на самом деле произошло чудо: когда я вошла в класс, тут же "переключила тумблер" и заговорила по-московски. Как это получилось, не знаю. Я всегда очень легко переключалась с одного диалекта на другой, а сейчас – с одного языка на другой. 

Очень быстро я стала лучшей в классе по всем предметам, и меня рано приняли в пионеры – в "первую очередь". Я сильно этим гордилась. Уроков была уйма, но у меня все равно оставалась куча времени, и я не понимала, куда его девать. Я Всегда пыталась организовать какие-то мероприятия, конкурсы, спектакли в школе, затевала какие-то стенгазеты. Все время кого-то втягивала в свои инициативы, вечно народ вокруг меня в чем-нибудь варился. Ходила в балетную школу, очень много читала – книг, детских журналов, "Пионерскую правду". Увлеклась кулинарией – начала штудировать поваренные книги и всех изводила своими пирожными и супчиками. В какой-то момент сильно запала на медицину – делала уколы и перевязки своим игрушкам, бегала со шприцем и бинтами за всеми домашними и соседями. И в какой-то момент взяла в руки иголку с ниткой - обшивать своих кукол. Страсть к уникальной одежде остается со мной по сию пору. Ну и, конечно, кошки – без них я не прожила ни дня своей жизни. На фотографиях ниже запечатлены мои детские увлечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потом я снова переехала в бабушкину деревню. Причиной было то, что у меня родилась сестра Лена (см. фото справа) и нам в одной комнате стало очень тесно. На Кубани в этот раз я проучилась три года: с пятого по седьмой классы. Из малокомплектной школы я уже выросла, поэтому нужно было ездить в школу в центральную усадьбу зерносовхоза. Нас целый год возили на бортовой машине – как мешки или скот. Даже тента сверху не было. Дождь, снег, грязь летит (там ведь чернозем!). Пока доедешь до школы, становишься чумазым, как анчутка. Поэтому все девочки ходили в тренировочных штанах и куртках, а то и ватниках. Приходя в школу, мы их снимали, умывались и сразу превращались из золушек в принцесс. На следующий год нам выделили автобус, маленький "пазик" с порванными сиденьями. Но для нас это было как "мерседес" сейчас. После уроков мы бежали занимать места себе и друзьям. Драки из-за "козырных" мест были ужасные. Сначала передеремся, потом как-то усядемся, снова все помиримся и поем песни. Нашей любимой была песня "Увезу тебя я в тундру". В такой обстановке я получила хорошие навыки коллективной жизни.

К восьмому классу, в возрасте 13 лет (см. фото ниже слева), я снова переехала к папе и мачехе. В 1971 году они получили отдельную трехкомнатную квартиру в хрущевке. Это, конечно, было существенное улучшение, ведь у меня теперь была своя комната – как у бабушки в деревне. Жили мы теперь в Раменском районе, в поселке, который выстроил для своих сотрудников с семьями ИГД им. А.А. Скочинского – крупный отраслевой научно-исследовательский институт. Было там всего четыре пятиэтажных дома, а вокруг много деревень. 

Поскольку был уже восьмой класс, я начала усиленно заниматься. У меня были очень хорошие способности к математике - видимо, от мамы. Я не просто имела отличные оценки по математике, но участвовала в олимпиадах, почитывала журнал "Квант", первой проглатывала математический раздел в "Науке и жизни". Моя учительница Нина Ивановна Шурова рекомендовала меня в школу-интернат при МГУ. Но я по глупости категорически отказалась, потому что была домашним ребенком и не представляла, как можно жить в общежитии. Я рыдала, упиралась и не пошла туда, о чем сейчас жалею.

В принципе, мне все предметы давались очень легко. Не шел почему-то один немецкий. Мне уж и так натягивали по нему оценки, и сяк, но кончилось тем, что пришла новая молодая учительница и недрогнувшей рукой поставила мне в четверти четверку, да еще добавила, что и этого много. Я, конечно, расстроилась, но ведь это была правда! Я решила во что бы то ни стало побороть этот немецкий. Стала усиленно заниматься, и он мне в результате так понравился, что в десятом классе я решила поступать не куда-нибудь, а прямо в московский инъяз – тот самый, который Мориса Тореза.

Школа, которую я заканчивала, была забавная: в качестве предмета "производственное обучение" (тогда все школы были с таким обучением) нам преподавали овощеводство. Этот предмет вела у нас Людмила Георгиевна Раковская, профессиональный агроном, до сих пор ее помню. Она так вдохновенно вела свой предмет, что мы это овощеводство обожали. Я никогда не возмущалась, когда нас направляли в совхоз рубить капусту. Представляете меня в сером халате, в огромных резиновых сапогах, с ножичком нулевого размера… Так что первая моя профессиональная квалификация – "овощевод открытого и закрытого грунтов". На фото выше справа я экипирована для работы в квасильном цехе, где мы обрезали капустные кочаны и потом рубили капусту – в классическом смысле этого слова. Кстати говоря, моя сестра пошла именно этим путем: она закончила Тимирязевскую академию и стала агрономом-почвоведом.

Окончила я школу в 1975 году. На фото слева вы можете лицезреть гривастое и голенастое нечто (второе справа) среди одноклассниц в день выпускного бала в платье собственного изготовления.